Кратная звездная система

    То что произошло за предыдущие несколько недель можно назвать "Мои приключения на северном небе". После двух красивых эксцентричных затменных звезд, думаю ничего интересного уже не произойдет. Ан нет... Поскольку MNIC V66 это 99-я которую я открыл, то хотелось, чтобы сотая была тоже из разряда "такая-эдакая".

     Итак: Решил я тут сделать фотометрию нескольких наблюдений звезды YZ Cep. Ну сделал и сделал. Посмотрел я на количество известных переменок в поле ~2 град. (это поле зрения моего поисковика) этой звезды и стало немного грустно. В этом поле на данный момент десятка два (может и больше) переменных звезд разных типов. Но больше из-за своего перфекционизма и привычки все доводить до конца, решил я проверить это поле на наличие переменных звезд. Сидел я проверял звезды на своих снимках, дело близилось к полночи, глаза закрывались уже сами собой от усталости и тут... Я не поверил сначала в то что увидел. Сон как рукой сняло. Начал проверять по всяким обзорам и каталогам... нет, есть таки неизвестная переменка, но какая... Алголь 9.6m!!! с ярко выраженным эффектом отражения (компоненты видать очень разные). А самое прикольное, что эта звезда на карте AAVSO для поля звезды YZ Cep была в списке звезд сравнения (уже исправили).

  В общем вот такая красавица, которую можно в бинокль увидеть. Звезда получила обозначение MNIC V67.

    Но на этом сюрпризы не кончились. Посмотрел я повнимательней на звезду MNIC V67 и тут еще один сюрприз. Оказывается эта звезда значится как двойная в Вашингтонском каталоге двойных звезд и состоит из двух компонент с яркостью 9,80m и 12,10m. Меньший компонент находится на расстоянии 2,5" к юго-западу от большего. На таком маленьком угловом расстоянии друг от друга и с такой большой разностью в блеске, эти два компонента не удалось увидеть ни в одном обзоре. Но мне помог обзор PanSTARRS. Поигравшись с параметрами снимков этого обзора на PanSTARRS-1 Image Access и через фильтр "r" стало отлично видно третий компонент.

     Оказывается MNIC V67 - это кратная система состоящая как минимум из 3 звезд. Это первая кратная система которую мне удалось обнаружить.




Комментарии