Моя первая катаклизмическая переменная звезда

   Зимой у меня неба практически нет, поэтому я много времени посвящаю проверке звезд по различным обзорам. Поскольку меня больше интересуют молодые звезды, то основной упор делаю на них. Но тут попался объект, который я подсознательно давно хотел найти, а именно  - катаклизмическую переменную звезду. 

   Проверяя оцифрованные пластинки DSS я наткнулся на объект который на синих пластинках явно меняет яркость. Проверив в первую очередь базу VSX увидел, что по этим координатам ничего известного нет. Проверив Vizier обратил внимание, что по этим координатам в каталоге "Machine-learned Identification of RR Lyrae Stars from Sparse, Multi-band Data: The PS1 Sample" (2017AJ....153..204S) значится звезда типа RR Lyr, а в каталоге квазаров "The Million Quasars (Milliquas) catalog" (2015PASA...32...10F) значится квазар. Проверив каталог GAIA DR2 обнаружил, что у этого квазара есть значительное собственное движение, а для RR Lyr очень маленькая абсолютная звездная величина, кроме того объект имеет приличное рентгеновское излучение. Написал администратору международной базы VSX - он сразу признал, что это не лирида, но на этот объект не стоит обращать внимания потому что это квазар... Но интуиция  мне подсказывала - "не сдавайся". Попросил помощи у профессионала Дениса Денисенко, который специализируется по катаклизмическим переменным звездам и он мне разжевал и объяснил железобетонные аргументы, которые нужно предъявить, чтобы доказать, что этот объект не является квазаром. За что Денису огромное спасибо и он по праву является соавтором открытия. Я подготовил письмо с анимациями пластинок DSS и снимков Pan-STARSS и отправил администратору международной базы VSX. И... переубедил.

   Теперь в моем "зоопарке" переменных звезд есть моя первая катаклизмическая переменная. Слабенькая, невзрачная... но есть. Теперь можно будет попробовать за ней понаблюдать. В максимуме звезда в фильтре "B" имеет 17.1m, поэтому в фильтре "V" может быть вполне в районе 16m. Для моего сетапа вполне себе досягаемый объект. Кроме того катаклизмики преподносят сюрпризы в виде очень ярких вспышек. Будем наблюдать и ждать.

Поскольку звезда находится в Лебеде, то на лето есть еще одно вполне себе интересное занятие.

P.S.
Катаклизмические переменные — класс астрономических объектов, относящихся к переменным звёздам и проявляющие катаклизмическую (вспышечную и проч.) активность. Представляют собой тесные двойные системы, состоящие из белого карлика (главная звезда) и компаньона, роль которого чаще всего исполняет маломассивная слабо проэволюционировавшая звезда главной последовательности, то есть красный карлик. Иногда роль компаньона может исполнять и другой объект — например, субгигант или красный гигант. Катаклизмические переменные включают в себя новые звезды, карликовые новые, магнитные аккрецирующие звезды и ряд других представителей «космического зоопарка».




Комментарии